Стройфирма «Кифа»
30 июля 2009 г. после длительной реставрации на экспозицию вернулся один из удивительнейших экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи – парадная литавренная колесница 1760 г. Фирма «Кифа», выполнявшая в музее ряд ремонтно-строительных работ, была среди приглашённых гостей.

  Парадная литавренная колесница являет собой экипаж, предназначавшийся для вывоза на парадах знамени 1-го Артиллерийского полка, пожалованного в 1745 году императрицей Елизаветой Петровной.

Исключительность знамени в том, что после него до 1917 года артиллерия знамён не имела. При Императоре Николае I, трепетно относившемся к русским воинским регалиям, знамя 1-го Артиллерийского полка получило статус знамени всей русской артиллерии и в качестве такового использовалось вo время празднования 500-летия этого рода войск.

Знамя 1-го Артиллерийского полка уникально. Изображения на нём не нарисованы масляной краской по шёлку, как это было у пехотных знамён, а вышиты:

Знамена, по штату 11-го Генваря 1757 года, для 1 и 2-го Артиллерiйскихъ полковъ полагавшiяся, были белыя, атласныя, съ изображенiемъ (частiю нашитымъ, частiю вышитымъ) стреляющей золотой пушки, на красномъ лафете, поставленномъ на зеленой земле. На сей последней, съ правой стороны орудiя, помещены два, крестообразно-положенные, банника и, подле нихъ, пороховой боченокъ капiармусъ). Надъ орудiемъ—орелъ (изъ чернаго шелка съ золотомъ), бросающiй молнiи; выше орла, на золотой ленте, Латинская надпись: "Tuetur et Terret" (охраняетъ и устрашаетъ), а по бокамъ сей ленты, въ верхнихъ углахъ знамени, две пылающiя бомбы (Рис. № 382). При парадахъ, смотрахъ и при всехъ торжественныхъ случаяхъ, где присутствовали Артиллерiйскiе полки, вышеописанное знамя утверждалось, древкомъ своимъ, у передка такъ называвшейся литавренной коляски, т. е. повозки, на которой литаврщикъ, въ парадномъ мундире, билъ въ литавры. Какого вида полагались сiи коляски, неизвестно. Въ 1-мъ Артиллерiйскомъ полку, квартировавшемъ въ С.-Петербурге, по особенному распоряженiю тогдашняго Генералъ-Фельдцейхмейстера Графа Шувалова, находилась большая колесница, внутри обитая краснымъ сукномъ, съ золотыми галунами, кистями и бахрамою, а снаружи, по красному же цвету, богато-украшенная деревянною, позолоченною резьбою. Какъ напереди, такъ и сзади колесницы, представлена различная воинская арматура, а верхъ украшенъ вызолоченною статуею богини Минервы, съ копьемъ въ одной и со щитомъ въ другой руке (Рис. №№ 383, 384 и 385) (252).
«Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 3

Колесница представляет собой замечательный образец декоративно-прикладного искусства середины XVIII века, являясь ценнейшим памятникoм культуры и отечественной истории.
Ритуал вывоза знамени на коляске с литаврами существовал вo многих европейских армиях, однако аналога, подобного колеснице из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в других музейных собраниях нет.

Конструкция колесницы крайне проста в сравнении с бытовавшими в середине XVIII века экипажами. Кузов на четырёх колёсах крепится к вертикальным стойкам кожаными ремнями, особой амортизации не предусмотрено. Перед кузовом находится гнездо для древка знамени, внизу двойная вага (поперечный брусок для распределения тяги при запряжке двух или нескольких лошадей) с четырьмя валками. При колеснице имеется дышло.

Главное отличие этого экипажа – конечно, оформление, которое включает несколько сотен элементов.

Кузов выполнен в виде большой pаковины и украшен глубокой резьбой с орнаментом из пальмовых и акантовых листьев, завитков рокайль, воинской арматуры – знамён, артиллерийских стволов, ядер и гранат. В передней части колесницы, над воинской арматурой, возвышается фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями. Позади – скульптура летящей богини Минервы из древнегреческого пантеона.
Искусной резьбой по дереву украшена задняя часть стана, колёса и дышло. Peзьба выполнена крупными чёткими срезами. С внешней стороны кузов расписан красками (резные детали покрыты позолотой), внутри обит красным бархатом с золотым галуном. Дополнительное украшение колесницы составляют бронзовые позолоченные декоративные пряжки на ремнях, покрышки на оси и чеки на колёсах, а также литые угольники между спицами.
Торжественное оформление объяснялось не только парадом, но и тем, что для полка эта колесница стала особенным символом его воинских заслуг, пожалованным самой императрицей.
Хаpактеризуя декор колесницы, недостаточно отметить только его нарядность и красочность. Каждое изображение имеет аллегорическое или эмблематическое значение. Воинская арматура символизирует блестящие победы русской артиллерии в Семилетней войне (1756-1763 гг.). Минерва в данном случае представлена не только как богиня-воительница, но и как богиня мудрости и справедливости. Она олицетворяет расцвет науки, искусства и ремесла в Российском государстве в елизаветинское время.

Колесница вывозилась шестёркой одномастных лошадей. В дышловой запряжке было два уноса: коренной и передний – к каждому пристёгивались по две пристяжные лошади. Все они были подседельные, на них восседали шесть фурлейтов в парадных мундирах.

До 1765 года литавренная колесница хранилась в построенном для неё сарае, затем в осадном магазине Санкт-Петербургского Арсенала, и в 1778 году в числе других ценных предметов поступила в Достопамятный зал – предшественник нынешнего артиллерийского музея, затем в 1868 году въехав с ним в здание Кронверка Петропавловской крепости.

Наследница колесниц египетских фараонов и римских императоров дважды находилась в условиях экстремального хранения. Ни в 1917, ни в 1941 году не имея возможности отправить её в эвакуацию с остальными экспонатами музея, её месяцами держали в промёрзшем сыром помещении, что сказалось на состоянии реликвии. И главное – более чем за двести лет колесница ни разу не ремонтировалась! Несколько раз в XX веке обсуждалась реставрация этого памятника, но он не оказывался приоритетным.

Только в 2002 году колесница покинула экспозицию. Реставрация стала возможной благодаря финансовой поддержке Министерства обороны Российской Федерации. Восстановление замечательного памятника мужеству и героизму русских артиллеристов  было включено в программу по реставрации и сохранению культурных ценностей, на осуществление которой был выдан специальный президентский грант. Почти семь лет Министерство культуры выделяло целевые средства на финансирование межмузейного проекта "Реставрация Парадной литавренной колесницы 1760 г.", и теперь все посетители смогут её увидеть в возрождённом былом великолепии. С этой целью для неё был создан новый экспозиционный комплекс внутри Зала №1 История артиллерии до середины XIX в.

Работы велись по технологиям XVIII века; колесницу полностью разобрали, была отреставрирована каждая её деталь. Коляску заново покрыли сусальным золотом, обили изнутри бархатом, расшили галунами… Руки реставраторов совершили настоящее чудо: в июле 2009 года единственная в мире колесница вновь заняла свое место в экспозиции, напоминая посетителям о подвигах русских артиллеристов, громивших «непобедимые» полки Фридриха Великого, и свидетельствуя о более сумрачных, но не менее важных эпизодах российской истории.
Над полевой пушкой – парящий двуглавый орёл, мечущий молнии. СКРЕЩЁННЫЕ банники (цилиндрической формы щётки на длинном древке для чистки канала ствола орудия или его разряжания).  девиз на вызолоченной ленте.
 

Private collection of Mohan D. Nadkarni В недавнем прошлом в русском языке этот инструмент назывался иногда накрами и принимался в качестве «восточных», преимущественно – кавказских литавр, а в настоящее время под этим именем известен весьма распространённый и очень любимый на среднеазийском Ближнем Востоке ударный инструмент семейства барабанов.

Накрами или реже нагарой в Средние Века назывались общепринятые тогда литавры арабского или сарацинского происхождения, проникшие в Западную Европу вo времена Крестовых походов. Самое же название этого инструмента – накры, есть, в сущности, искажённое арабское [nacareh] или персидское [naqqara], передаваемое теперь в Турции, Египте и Сирии через [naqqareh].

Современная нагара представляет собою глиняный горшок-полушарие, обычно средних размеров и чаще всего с несколько удлинённым низом. На верхнем срезе этого горшка натянута кожа, а звук извлекается деревянными палочками с небольшими закруглениями на концах. Иногда, вместо палочек пользуются особым ременным жгутом или просто пальцами.

Накры, проникшие в Западную Европу через арабов и известные в Испании под именем nacarа, имеют шарообразный деревянный или металлический кузов, срез которого так же, как и у средне-азиатской нагары, покрыт кожей. Эти накры чаще всего применяются парами и, если они не очень большие, то исполнитель легко удерживает их одной рукой за верёвку, соединяющую оба инструмента. Если же они значительно больших размеров, то их ставили на землю или перекидывали через горб верблюда, или же одевали на спину сопровождающего музыканта слуги.

Упоминая о литаврах, Сэбастьян Вирдунг, несомненно, имел в виду накры, на которых, по его словам, «играли французские безбожники», знакoмые с накрами вo всяком случае ранее 1300 года.
Как сообщает английский учёный Кэнон-Фрэнсис-Уильям Гэльпин (1858-1945), слово nakers в английской литературе появились впервые лишь в XVI столетии.
Но в обиходе накры применялись уже значительно раньше. Так например, среди придворных музыкантов короля Эдуарда I Длинноногого (1239-1272-1307), кроме Роджэро-трубача (Rogero le Troumpour) и королевского менестрэля (Menestrallis Regis), числился ещё в 1304 году Джанино-накрист (Janino le Nakarer), а в 1349 году накры «способствовали прославлению Эдуарда III при его вступлении в Калэ».
Что же касается их применения в Британской коннице, то оно обязано королю Генри VIII (1491-1509-1547), ещё тогда пославшему в Вену «за барабанами, на которых можно было бы играть верхом, перекинув их через шею лошади на венгерский лад».

В Эфиопии накры ещё с незапамятных времён были известны под именем [nagarit] и долгое время служили знаменьем верховной власти. Так, сорок четыре литавриста, ехавших на мулах и бивших в восемьдесят восемь литавр, неизменно сопровождали абиссинского негуса при торжественном выступлении его в поход. Эти же накры, иногда в количестве сорока, применялись и в самых важных местах абиссинского богослужения. Они же служили и при обнародовании о вступлении к исполнению своих обязанностей нового наместника.
Как легко можно было уже заметить, абиссинские nagarit применялись обычно парами, причём левая всегда была больше правой. Били по ним деревянной колотушкой, кузов строили в соответствии с обычаем – из меди для правительственных и церковных надобностей, а из дерева – для частного применения.

Итак, подлинная нагара – всё-таки древне-бенгальского происхождения, хотя по преданию, изложенному в «Рисоляи», она была «изобретена» ещё Александром Македонским (356-336-323 до новой эры).
Словом «Рисоляи» в Узбекистане называют «правила для музыкантов», изложенные в маленькой книжечке в рукописи на персидском языке. Её составил наманганский узбек молла Худай-Бэрди, а предисловие к ней написал Ханим Алинталис. В ней приведены любопытные разъяснения и правила для музыкантов, а также рассказано несколько легенд о происхождении музыкальных инструментов. Одна из них повествует об «изобретении» нагары. При завоевании Ирана и Турана царь Македонский Искяндар созвал индийских и персидских учёных в количестве до четырёхсот человек  и приказал изобрести им музыкальный инструмент таких достоинств, чтобы звуки его были бы слышны на расстоянии восемнадцати таш, что в современном представлении составляет сто сорок четыре версты. Учёные мужи долго думали и, наконец, придумали большую Кус-Нагора, на горшках которой исполнители палками выбивали прославленное имя своего повелителя – «Искандэр! Искандэр!».

Котёл нагары, несколько удлинённый к низу, в зависимости от назначения, был глиняным или металлическим. Нагара, известная под именем карадизамэля, применялась в храмах Южной Индии. Она была значительно больших размеров с конусообразным, несколько затупленным снизу котлом, а её разновидность – маха нагара, была знаменита тем, что достигала пяти футов высоты и применялась только в особо торжественных случаях.

В Средней Азии размер нагары не очень велик. Её поперечник обычно не превышает восьми дюймов, считая по звучащей поверхности кожи,– чаще всего кожи козла или молодого оленя. Горшки туркестанской нагары почти всегда делаются из глины и для лучшей звучности подогреваются на жаровне тут же, около исполнителя. Играют на нагаре двумя тонкими палочками с утолщениями на концах. Местные музыканты часто пользуются двумя горшками, из которых левый чуть меньше правого, что, кстати, и даёт различие в звучности инструмента. Впрочем, это различие легко может быть достигнуто ударами палочек у края инструмента и в самую его середину, где получается звук более полный и зычный.

В средне-азиатских республиках, где принято за счёт гласных звуков произносить все персидские слова на свой собственный местный лад, нагара или по-местному [нагора] очень распространена и так же, как в Индии и Эфиопии, применяется вo всех наиболее выдающихся событиях страны. Ещё до революции, в Туркестане нагара служила для военных целей, но наряду с этим была и одним из наиболее желанных участников вo всевозможных шествиях, на свадьбах и на празднествах.
Вo времена больших пиршеств, известных у местных жителей под именем томаша, нагара входила в состав туземного оркестра и наравне с сурнаем и чирмэндой придавала ему необычайную прелесть. Однако, большая пышность, блеск и торжественность такого томаша достигалась не столько соответственным увеличением количества исполнителей на всех этих инструментах, сколько добавлением струнных инструментов и, в особенности, – карная – знаменитой узбекской трубы, устрашавшей врагов и изобретённой, как говорит предание, ещё в незапамятные времена пастухом Узбчобаном.

Но и узбекская нагара, подобно своей индийской прародительнице, нередко бывала огромных размеров – в обхват человека, а то и больше. В.А.Успенский (1879-1949), выдающийся исследователь музыкального искусства Средней Азии, рассказывает, что вo время народных празднеств в Ташкенте нагара помещалась на крыше дома вблизи мечети Шэйх-эн-таур, и ночью звук её был слышен за несколько вёрст. Под звуки же большой нагары совершался в своё время и торжественный выход эмира Бухарского. Его шествие сопровождалось тогда военным усулем – «усулем Сувари».

Накры, совместно с различными духовыми и ударными инструментами, составляли честь и славу сарацинских оркестров эпохи Крестовых походов. Европа унаследовала не только этот древний инструмент, но также и его имя (фр.– nacaires, итал.– naccheroni).

Сохранилось множество свидетельств об использовании этого музыкального инструмента в военном деле. Так, например, Марко Поло описывает, как в 1266 г. король Кэду и Великий Хан ожидали начало битвы под звуки «накара»; в 1309 г. Жуэнвиль говорит об ужасающем эффекте сарацинских накров.

Крестоносцы привезли их в Европу. В европейской музыке накры использовались гораздо более широко, чем просто военный инструмент. Они употреблялись и для сопровождения танцев, и для игры вo время процессий.
Фруассар, например, так описывает победное вступление короля в Калле в 1347 г.: «…великое множество труб, барабанов накров и букцинумов».

Русские накры – керамические литавры типа узб.-тадж. нагоры, азербайджанской гошо-нагоры и грузинского диплипито.
Накры крепились на поясном ремне спереди с наклоном вперёд. Имели они полусферическую форму, напоминающую горшок или глубокую миску и, возможно, одинаковый диаметр. Глубина инструмента немного больше, чем диаметр.

При осаде Казани 1552 года в русской армии применялись накры «бубны» – медные котлы, обтянутые кожей. Такие «бубны» имели при себе начальники малых отрядов. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. По свидетельствам иностранцев, в русской армии были и большие «бубны» – их перевозили четыре лошади, а били в них увесистыми колотушками восемь человек.

Источники, также о психическом воздействии перкуссии.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова
ЛИТАВРЫ — ед. литавра, ж. Ударный музыкальный инструмент в форме двух полушарий, обтянутых кожей.
Украинские политавры объясняются происхождением из греческого πολιταυρεα (poly – «много», и «барабаны» – taurea < вoлoвья шкypа).
Возможно, это наполнение понятным смыслом  арабского слова [el-thabl] – «барабан», звучащего близко к латинск.tabula «дощечка» – один из древнейших ударных музыкальных инструментов.

ТИМПАН (греч. tympanon) — музыкальный инструмент типа маленькой ручной литавры, барабана, иногда бубна в древнем Средиземноморье.
В средневековой Европе словом "тимпан" обозначались инструменты различных типов, в т. ч. литавры (итал. timpani), цимбалы (франц. tympanon).

Литавры – обычно парные, большие котлообразные барабаны с одной мембраной. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие. Существовали литавры обычно в двух видах: маленькие и лёгкие – переносные  и большие и тяжёлые - стационарные. Лёгкий тимпан впоследствии преобразовался в современный бубен, а тяжёлый – в литавру.
Обычно этот музыкальный инструмент использовали вo время праздников или других радостных событий. Отсюда пошло выражение «бить в тимпаны», означавшее изъявление бурной радости, ликования и веселья.

Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

КИМВАЛ (греч. κύμβαλον, лат. cymbălum) — парный ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш или тарелок, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук.
«Кимвал бряцающий» впустую  упомянут в Библии. Атрибут оргиастических культов у греков и римлян.
Употребляется преимущественно фoрма множественного числа – кимва́лы (греч. κύμβαλα, лат. cymbăla, англ. cymbala, нем. Kymbala), отражая двухчастность инструмента.

  Традиция торжественного вывоза полкового знамени на специальной колеснице существовала ещё со времён Петра Великого, а в Европе и того раньше. Такая повозка была табельным имуществом полка, и когда она приходила в негодность, вместо старой делали новую.
Идея превратить вполне привычную вещь в особую награду пришла графу Петру Ивановичу Шувалову, генерал-фельдцейхмейстеру – начальнику всей русской артиллерии.
Семилетняя война, в которой русская армия сражалась с лучшей на тот момент в Европе армией прусского короля Фридриха II, показала, что мужество русских артиллеристов стóит отметить незаурядным способом. Гросс-Егерсдорф, Цорнсдорф, Пальциг, Кунерсдорф, взятие Кольберга и Берлина – везде они проявляли чудеса храбрости и профессионализма. Огонь пушкарей наносил пруссакам невосполнимые потери, не давая возможности неприятелю сломить построения русских войск.

Императрица Елизавета Петровна поддержала намерение своего сподвижника.
24 октября 1760 года Шувалов отдает Канцелярии Главной артиллерии и фортификации распоряжение: «За ветхостию старой зделать новую литаврщичью коляску самою хорошею работою и все принадлежащия ко оной украшении  под смотрением майора Мелисина, а деньги на то употребить следуемые мне в жалованье».

Следует сказать несколько слов о человеке, осуществлявшем обновление колесницы. Пётр Иванович Мелиссино – выдающийся русский артиллерист, ставший генералом; мастер фейерверков, разработчик нового состава пороха, принятого на вооружение в конце XVIII века; боевой офицер, герой Русско-турецкой войны 1769–1774 годов. Много лет он был директором Артиллерийского и Инженерного Шляхетного кадетского корпуса.
Мало кто сейчас знает, что Петр Иванович считался незаконнорожденным сыном Петра Великого и очень походил на него внешне. И именно Мелиссино позировал французскому скульптору Этьену Фальконе для статуи Петра, известной всем как «Медный всадник»!

Но до позирования Фальконе было ещё далеко. Пока молодой майор искал автора проекта для новой колесницы и подбирал мастеров для её изготовления. Между прочим, до конца 1960-х годов считалось, что проект разработан самим Бартоломео Растрелли. Но на самом деле это заслуга русского художника Фёдора Лазаревича Задубского.
Седельный мастер Иоганн Шлейх взялся изготовить саму коляску, обить её изнутри бархатом и отделать золотым галуном. Золотошвейный мастер Филипп Ридер должен был расшить литавренные завесы, а позументщик Антон Ган изготавливал бахрому для завес и кисти для труб. Поразительно, но колесница была готова уже через два месяца. Её создание обошлось Шувалову в гигантскую по тем временам сумму – четыре тысячи рублей!

6 января 1761 года на Неве Елизавета Петровна принимала традиционный Крещенский парад. Церемониальным маршем проходили перед императрицей войска, и в них – удивительное роскошество. Шестёрка серых лошадей, на каждой из которых восседало по нарядному фурлейту, везла литавренную колесницу со знаменем 1-го Артиллерийского полка. Впереди колесницы шли старшие офицеры и генералы артиллерии, позади двигалась 24-фунтовая пушка с прислугой, далее – роты Артиллерийского полка, а замыкали шествие музыканты.
видны литавры
Северная столица тогда лелеяла солдат – оплот Отечества. Можете представить их воодушевление, подкрепленное необычной царской наградой, и ликующих горожан.

Выехав ещё два раза, колесница в 1765 году отправилась на красносельские маневры. Вернувшись сильно поврежденной, она была переведена в Арсенал, а в 1778 году – в Достопамятный зал Орловского арсенала (на Литейном проспекте, 4 здание уже иное). Колесницу стали называть одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга: в путеводителе за 1794 год её великолепие сравнивалось с колесницами Древнего Рима.
Так бы и быть ей лишь музейным экспонатом, но настал момент, когда уже «комиссованную» колесницу «втянули в историю»…

В ночь с 23 на 24 сентября 1799 года неизвестные похитили с колесницы две медные позолоченные трубы и литавренные завесы, а также обрезали галуны с кистями. Караул в момент кражи несли чины артиллерийского батальона, которым командовал брат Алексея Андреевича Аpакчеева, генерал-инспектора артиллерии.

Историк В.А.Томсинов пишет: «Из сохранившихся документов неясно, то ли Алексей Андреевич сознательно направил следствие по ложному пути, желая выгородить брата, то ли офицеры, которым поручено было провести расследование происшествия, сами стали на сей путь, но» решили, что кража могла быть совершена „и не в ту ночь, а прежде“, когда стоял караул от батальона генерал-лейтенанта Вильде.

Высочайшим приказом от 29 сентября Павел I отставил Вильде от службы.
Поймали злоумышленников; ими оказались трое нижних чинов лейб-гвардии и двое арсенальных мастеровых. На первом же допросе они признались, что совершили кражу в ночь, когда стоял караул от аpакчеевского батальона.
1 октября 1799 года был объявлен приказ: «Генерал-лейтенант Аpакчеев 1-й за ложное донесение и что в противность устава нарядил дежурным штаб-офицера из другого батальона, а не от того, который стоял тогда в карауле, отставляется от службы».

Алексей Андреевич, после императрицы Марии Фёдоровны, был самым преданным Павлу человеком. Если бы он оставался при императоре, то мог бы предотвратить убийствo. Есть мнение, что отставка графа в 1799 году была организована участниками заговора против императора Павла I.
Так что, причастен этот экспонат к возвращению хода российской истории в привычное русло…

И знамя зафиксировало ту славную эпоху императорской артиллерии: с 1763 года знамёна в артиллерийские полки не выдавались, а в 1797 вообще были отменены. Таким образом, литавренная колесница и артиллерийское знамя 1740 года оказываются последними воинскими регалиями ХVIII века.

    Евгений Юркевич, кандидат исторических наук

Сегодня воссозданная парадная колесница представляет собой убедительное свидетельство преемственности героических традиций российского воинства.

колесница Русского императорского двора ошеломляет великолепием Музей должен сохранять пейзажи без деталей новых эпох